Инновации, развитие, образование
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Управление муниципальной системой образования на основе дифференциации стратегий развития сельских образовательных учреждений Амгинского улуса

Участников: 2

Перейти вниз

Управление муниципальной системой образования на основе дифференциации стратегий развития сельских образовательных учреждений Амгинского улуса Empty Управление муниципальной системой образования на основе дифференциации стратегий развития сельских образовательных учреждений Амгинского улуса

Сообщение  ЦИТ Амгинского РУО Ср Сен 05, 2012 5:01 am

МР «Амгинский улус (район)»
Муниципальное казенное учреждение – районное управление образования Амгинского улуса



ОТЧЕТ
по итогам проекта «Управление муниципальной системой образования на основе дифференциации стратегий развития сельских образовательных учреждений»



составлен рабочей группой Амгинского РУО












АМГА
2012г.







ЗАЯВКА для внесения в электронную базу данных
Общая информация об учреждении
Название по уставу МКУ «Амгинское РУО»
Тип (городское, поселковое) сельское
Организационно – правовая форма Казенное учреждение
Учредитель МР «АМгинский улус (район)»
ФИО руководителя учреждения Заварзина Любовь Васильевна
Сколько времени существует учреждение (указать год основания) С 1931г.
Всего учителей в улусе 540
Средний возраст учителей 35-40
Сколько ОУ вовлечено в инновационную деятельность 11
Всего учащихся, в т.ч. по ступеням 3006 нач. ступень – 933, основная школа – 1310, старшая школа - 533
Индекс
Телефонный код населенного пункта
8 (411) 42
Юридический адрес Ул. Партизанская 75/1
Телефон 8 – 411 -42 – 4 – 14 -08
Факс 4 20 61
Электронная почта
Адрес сайта в интернете

Общие сведения о проекте
Тема проекта: Управление муниципальной системой образования на основе дифференциации стратегий развития сельских образовательных учреждений
Основная идея проекта:
Каждая школа и дошкольное образовательное учреждение является субъектом территории, содержание и результаты деятельности которых зависят от социо-культурной ситуации. Образовательное учреждение может влиять на ситуацию,изменить социокультурный фон, если подобрана соответствующая стратегия развития, направленная на поддержку социально – экономического развития села.
Поэтому суть проектирования развития муниципальной системы образования будет заключаться в вариативности стратегии развития с учетом особенностей территории (куста) и складывающейся на этой территории социокультурной ситуации.
Социокультурная ситуация выявляется путем проведения научно-педагогической экспедиции, что является новой формой общественного участия в выявлении, описании и определении образовательных тенденций в улусе, кроме того образовательные учреждения сами проводят данный анализ и обобщают.
Цель проекта
разработать и внедрить модель развития муниципальной системы образования на основе дифференцированных стратегий управления развитием.
Задачи проекта
Привести структуру муниципального управления образования в соответствие с целью и задачами развития системы образования улуса на основе расширения участия общественности в управлении развитием образования.
Разработать и утвердить Программу развития муниципальной системы образования на 2010 - 2013гг.
Реализовать на практике принцип создания точечных стартовых проектов, обеспечивающих образовательную поддержку социально-экономического развития улуса.
Создать систему сетевого образования.
Разработать алгоритм индикативного планирования и критерии оценки качества образования.
Создать организационно-педагогические условия для формирования общественно-профессионального института оценки качества образования.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап: 2007 -08 гг.
Этап внедрения: 2008 – 2011гг
Этап завершения: 2011 – 2012гг.
Задачи отчетного этапа реализации проекта
Обобщить полученные и результаты и продумать стратегию дальнейшего развития.
Полученные результаты
Сущность решаемой проблемы заключается в попытке создания образовательной инфраструктуры, реализующей содержание, направленное на образовательную поддержку социально – экономического развития села. Внутри инфраструктуры происходит дифференциация по характеру реализуемых культурно – образовательных инициатив с последующим группированием для реализации принципа точечного стартового проекта. После группирования планировалось создать модели кустовых или сетевых узлов. В ходе реализации проекта МУО сложились такие дифференцированные модели, которые являются итогом экспериментальной деятельности образовательных учреждений:
ЛАЭС. Алтанский профессионально – технический лицей, МОУ Алтанская, Сатагайская и Эмисская СОШ экспериментально апробировали возможность интеграции общего образования с начальным профессиональным образованием, начиная с 9 класса. Сессии профессионального обучения проходили на базе лицея, а общеобразовательный блок дети получали у себя в школе. Родители детей одобрили инициативу. В последние годы лицей прекратил набор с 9-го класса. Поэтому проект завершается. Но он доказал возможность интеграции, возможность применения различных форм: сессий, производственных практик, очно- заочного обучения и т.п. Сформирован опыт взаимодействия. Результатом проекта стало то, что на базе этих учреждений создается сетевой образовательный центр ЛАЭС, который будет работать в функциональном режиме. Также Алтанская, Эмисская и Сатагайская школы ряд лет состояли в сети республиканских экспериментальных площадок с проектами: «Создание школы Сатабыл», «Гражданский заказ как фактор индивидуализации образования» и «Школа формирования индивидуальных способов самообразования детей», результаты которых обусловили содержание и функции деятельности центра. Это - функционирование новых форм формирования заказа на образование, новых форм методической работы, таких, как сетевые и муниципальные стажировочные площадки, педагогических мастерских и открытых дискуссий, развитие и апробация форм, способов, практик планирования и достижения результатов образования. Также данный центр будет отрабатывать и развивать дальше систему оценки результатов образования. Центр специализируется на отработку и распространение пакета рекомендаций по методам формирования заказа, способов самообразования детей, оценки результатов образования, контрольных и оценочных работ нового поколения. В этом кусте реализованы точечные стартовые проекты:
- Сетевой образовательный центр ЛАЭС;
- Гражданский заказ как фактор индивидуализации образования.
- Школа формирования индивидуальных способов самообразования детей.
Проведена внешняя экспертиза двух проектов этого куста (Алтан, Сатагай) с целью проверки степени обобщенности для распространения в улусе. Для распространения и трансляции в улусе будут созданы сетевые и муниципальные стажировочные площадки по данным темам. Технология формирования гражданского заказа будет применена, и дальше развиваться на следующем этапе проекта.

ЭКОС. В данную сеть объединены Чакырская, Болугурская и Амгино – Нахаринская школы. Связующим звеном в сети является Болугурская СОШ, в экспериментальном режиме апробировавшая модель открытой школы в сельском социуме. Проведена внешняя экспертиза итогов проектной деятельности данной школы. Разработаны рекомендации. Работает сетевая ежегодная экспедиция «Экологическая тропа» по изучению экологического баланса верхнего течения р. Амга. В данной экспедиции ведется дневник, в котором описывается деятельность участника с точки зрения поведенческого, коммуникативного аспектов.
Школы данной группы имеют единую тему для совместного исследования: «Формирование и развитие компетентностей как показателей качества образования». На следующем этапе этот куст будет работать по модели экологического образования в открытом пространстве. Возможно развитие школы мастеров.

АММА. Сеть АММА все экспериментальные цели и задачи выполнила: показала реальную возможность на практике организовать сетевое обучение, разработала и распространила методические рекомендации по данной проблематике. После завершения экспериментальной части проекта, школы Амги – Сулгачинская, Сэргэ – Бэсская, Мэндигинская и Соморсунская сохраняют инновационное сетевое взаимодействие и развивают дальше модель на основе нового содержания – социализации. Социализация будет осуществляться с участием субъектов влияния села: народных мастеров, родителей, предприятий. Будут работать постоянные педагогические мастерские учителей, осуществляющих системно – деятельностный подход и добивающихся метапредметных результатов. На базе опыта сети создано молодежное сообщество, курируемое лидерами молодежи. Будут работать опорные учебные кабинеты. Сетевое обучение на территории Амгинского улуса сохраняется. Будет внедрено дистанционное обучение. Есть новый кандидат на вступление в эту сеть – Бетюнская СОШ.
СЕТЬ АГРОШКОЛ
На базе Абагинской, Майской и Мэндигинской СОШ продолжается развитие агросодержания образования. В школах данной сети будет формироваться муниципальный стандарт: кабинеты растениеводства, животноводства и земледелия, которых в федеральном перечне нет. Реализуется проект «Трудовые объединения школьников». Ежегодный слет трудовых объединений дальше будет развиваться. Планируется продумать новое содержание объединений.
СЕТЬ СЛОБОДА (ЦЕНТР УЛУСА)
В школах центра улуса реализованы и завершены проекты «Сельская усадьба как центр профессиональной ориентации школьников» на базе Амгинской СОШ №1 им. В.Г. Короленко и «Создание образовательного пространства, способствующего формированию индивидуальных траекторий развития» на базе Амгинской гимназии им. академика Л.В. Киренского. Инновационный опыт АСОШ №1 способствовал созданию базового образовательного учреждения региональной стажировочной площадки с пакетом рабочих программ для обучения педагогов Дальневосточного округа. Разработан инновационный проект «Взаимодействие субъектов школьной инфраструктуры как системообразующий фактор формирования пространства социализации», который предполагает создание и апробацию новой структуры и содержания образования. В центре структуры будет ядро, формирующее социальные функции и компетенции, на основе которого будет развиваться предметное обучение, нацеленное на обеспечение метапредметного характера обучения. Следовательно, роль дополнительного образования изменится: качество дополнительного образования будет определять предметные задачи. Соответственно инфраструктура, главный ее элемент – образовательная программа - будет объединять объекты и субъекты на основе достижений дополнительного образования.

Амгинская гимназия является ресурсным центром по научно – методическому сопровождению внедрения ФГОС. В режиме технического задания запущены и реализуются подпроекты:
«Экологические системы Амгинского улуса» - координатор МОУ Амгинская гимназия им. академика Л.В. Киренского.
Организуется и проводится летняя экспедиция «Озера Амгинского улуса» с проведением биохимического анализа водоемов по наслегам с целью создания базы данных о качестве питьевой воды. Все материалы готовы, задача следующего этапа - преобразование материалов в УМК.
«Амма олонхото уонна олонхоьуттара» - координатор МОУ Амгинская гимназия им. Л.В. Киренского.
Организована и проводится научно – исследовательская экспедиция по улусу по сбору материалов об амгинском олонхо и олонхосутах. Издана книга о собирателе олонхо и олонхосуте из Амгино – Нахаринского наслега В. Филиппове – Амырском «Уомэстэй Бэргэн» и мультимедийная книга по олонхо «Кулун Куллустуур» И.Г. Теплоухова.
«Создание учебно – методических комплектов по местному материалу в дополнение к федеральным УМК» - координатор МОУ Амгинская гимназия им. академика Л.В. Киренского. Творческой группой учителей разработан УМК «Земля моя амгинская» в дополнение к учебнику географии 5 класса: учебник, атлас, программа. Приказом начальника МУО данный УМК введен в учебный план всех общеобразовательных школ.

Приложение №1

№ Определите, что для вашего ОУ означает результат Перечислите, каким образом это находит свое отражение в характеристиках вашего ОУ, основных ваших достижениях Перечислите, что обеспечивает показатели успеха, результаты вашего ОУ
1 Устойчивая мотивация к инновациям и переменам В начале реализации проекта в улусе было 15 площадок из 18 учреждений. После завершения некоторых проектов осталось 11 площадок. Это говорит о том, что в сети сохраняется костяк учреждений, на которых можно опираться в процессе реализации инновационных замыслов 83,3 % от общего числа учреждений
Обеспечивает системный подход и постоянное мотивирование и учет при оценке труда руководителей образовательных учреждений
2 Нацеленность итогов проектов на новое состояние, новые модели Итоги инновационной деятельности ОУ логически становятся технологической основой для реализации образовательной программы учреждения в режиме инновационного функционирования, т.е. в условиях новых норм организационно – педагогического обеспечения. В целом нынешний период характеризуется как завершение еще одного этапа проектной деятельности в улусе, период осмысления итогов головного системообразующего проекта. Плановые творческие отчеты ОУ по промежуточным результатам проекта (Сатагайская, Алтанская, Болугурская, Абагинская СОШ)
3 Наличие механизмов и мониторинга реализации проекта Апробирована общественная экспертиза результатов проекта (открытая защита и отчет на заседании Управляющего совета при администрации МР «Амгинский улус (район)») Часть точечных стартовых проектов профинансированы: «Учебно – методический комплект «Земля моя амгинская», экспедиция по сбору материалов об амгинских олонхосутах и летней полевой практики по изучению биохимического состава амгинских озер.

Приложение №2

№ Предполагаемые результаты на ближайшие три года За счет каких ресурсов. Факторов, действий будут обеспечены результаты Показатели оценки предполагаемых результатов
1 Появление муниципального заказа, сформулированного на основе улусных приоритетов За счет внедрения новых форм взаимодействия, таких как переговорная площадка, общественные слушания и межведомственный договор Количество сотрудничающих ведомств – субъектов договора
2 Программа реализации приоритетов Разработка программы, разработка и утверждение нормативных актов Финансовая и нормативная обеспеченность
3 Добиться подписания межведомственного соглашения. Мотивация субъектов договора Создание стратегического совета СКМО Отражение в образовательных программах ОУ

Приложение №3


№ Реализуемые образовательные программы. Методики и технологии Показатели эффективности реализации Результативность
1 Программа «Экосистема Амги» Итоги анализа востребованы главами наслегов Изучены озера половины наслегов
Исследовательские навыки;
Различные ключевые компетенции
Развитие личности
2 Программа «Создание УМК по местному материалу в дополнение к федеральным комплектам» (УМК «Земля моя амгинская» к учебнику географии в 5 классе) Удовлетворенность учителей
Удовлетворенность родителей и детей Изменения в образовательном процессе: содержание образовательной области география дополнено содержанием, обеспечивающим личностный ценностный подход к предметному обучению.

3 Программа «Амма олонхото уонна олонхоьуттара» Участие других ведомств, организаций (Управление культуры)
Произошли изменения в образовательном процессе. Дополнено содержание образовательной области «Литература», «Культура»
Исследовательские навыки;
Развитие ключевых компетенций
4 Программа реализации Сатабыл Понимание сути новых стандартов, их парадигмы
Изменения в оценке результатов образования Появление КТП нового поколения
Рост педагогов, имеющих собственные педагогические системы

Приложение №4

№ Авторские образовательные программы, методики, и технологии Показатели эффективности реализации результативность
1 Программа «Создание УМК по местному материалу в дополнение к федеральным комплектам». Авторская группа учителей АГ им. Киренского, Болугурской, Сулгачинской, Соморсунской СОШ и АСОШ №1 Изменение содержания образования 100% школ в 5 классе



Приложение №5

№ Основные социальные программы и проекты взаимодействия с социумом Партнеры Результаты
1 Программа поддержки одаренных детей Управление культуры
Предприятия улуса Финансирование творческих выездов детей за пределы улуса и республики
2 Программа «Амма ытык сирдэрэ» Комитет по охране природы
Управление культуры
Комитет по экологии Сформировался круг модераторов и координаторов проекта
Собраны материалы
3 Проект «Трудовые объединения школьников» УСХ Установлена традиция смотра трудовых объединений
4 Программа летней занятости и оздоровления УСЗН 75 – 85% охвата от общего количества школьников
5 Программа «Байылыат» (структурное подразделение Сельской усадьбы) Центр занятости Сформированность компетенций и развитие трудовых навыков

Приложение №6

№ Формы государственно – общественного управления Год создания описание
1 Управляющий совет при администрации МР «» 2007 Основной функцией совета является оценка результатов труда руководителей образовательных учреждений. Но в положение о совете включены пункты об общественной экспертизе проектов педагогов и ОУ.
2 Ассоциация учителей якутской филологии 2008 Создана как общественное объединение на волне общественного движения в защиту национально – регионального компонента и сохранения государственного статуса якутского языка. Занимается разработкой и реализацией программ по этнокультурному компоненту.

Таким образом, с завершением проекта РУО «Управление муниципальной системой образования» завершаются экспериментальные проекты многих учреждений. То есть цели задачи были объединены головным проектом, и они в основном выполнены. Поэтому, то новое состояние, которое сложилось, будет служить основанием для развития моделей. Мы думаем, что после завершения проекта должен быть какой – то период времени для распространения и трансляции полученных результатов во всем улусе. У нас получились кустовые объединения, здесь сработал принцип создания точечных стартовых проектов. Из них наиболее значимые для улуса: 1. «Гражданский заказ как фактор индивидуализации образования»: будет распространена методика формирования. 2. Сатабыл и Школа формирования индивидуальных способов самообразования детей. Здесь ценно то, что учителя разработали методику оценивания результатов образования. 3. Сельская усадьба будет местом обучения педагогов, занимающихся вопросами социализации.

Проблемы, которые возникают и оказались неучтенными в ходе реализации проекта:
- мы не смогли осуществить эффективную преемственность дошкольного и общего образования, из- за недостаточности психологической концепции
- приоритеты улуса должным образом не выявлены и не оформлены;
- не смогли добиться заинтересованного участия общественности в управлении образованием, несмотря на имеющиеся отдельные результаты;
- имеющееся межведомственное взаимодействие носит несистемный характер. Ведомства идут на сотрудничество по необходимости, при этом остаются при своих ведомственных интересах.
Поэтому стратегия управления, ее логика подсказывает формулирование задач:
- создание организационно – педагогических условий для осуществления преемственности дошкольного и общего образования. Разработка психологической концепции преемственности;
- укреплять и развивать механизмы участия общественности в управлении образованием, главным механизмом будет межведомственное взаимодействие.
- составление карты приоритетов улуса. Разработка программы реализации муниципального заказа.
Эти задачи объединятся для реализации стратегической цели:
Формирование местного (муниципального) образовательного заказа (общественного договора), составленного на основе приоритетов улуса в области образования.
Таким образом, следующий проектный шаг выглядит следующим образом:
Тема проекта
Формирование
муниципального заказа в образовании как условие управления развитием муниципальной системы образования и регулирования отношений субъектов образования в решении местных проблем
Сущность проекта будет заключаться в выработке подходов, методов и технологий, составляющих стратегию управления развитием муниципальной системы образования. Стратегия будет заключаться в формировании муниципального заказа в образовании, его структурировании и внедрении в содержание образования. Также важным будет расширение участников процесса формирования заказа, в первую очередь, общественные объединения и ведомства.
Идея проекта
Моделирование нового содержания и облика амгинской школы в ориентирах федеральной модернизационной политики в сфере образования может быть успешным, понятным, востребованным и эффективным при условии наличия сформулированного муниципального заказа и согласованной политики развития села, определяющей нормативно – правовые, финансовые механизмы. В таком случае результаты деятельности школы в перспективе должны быть направлены на:
- на создание рабочих мест в селах улуса и внедрение новых технологий в аграрном секторе;
- региональный рынок труда (Схема размещения производительных сил, энергетики и транспорта РС (Я) до 2020г.).
ЦЕЛЬ проекта:
Формирование местного (муниципального) образовательного заказа (общественного договора), составленного на основе приоритетов улуса в области образования.
ЗАДАЧИ проекта:
- создание организационно – педагогических условий для осуществления преемственности дошкольного и общего образования. Разработка психологической концепции,
- укреплять и развивать механизмы участия общественности в управлении образованием, главным механизмом будет межведомственное взаимодействие.
- составление карты приоритетов улуса. Разработка и утверждение программы реализации муниципального заказа;
- разработка и утверждение финансовых механизмов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Сеть образовательных учреждений будет сохранена при определенной доле реструктуризации и обновления инфраструктуры сети: возможны изменения типа и организационно – правовых форм образовательных учреждений, в связи с вступлением в силу нового интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации»
Будет создаваться сеть муниципальных инновационных площадок, реализующих муниципальный заказ;
Межведомственное соглашение будет регулятором общественного управления развитием системы образования;
Будет достигнуто обеспечение финансирования решения главных задач проекта за счет инвестиционных программ, межведомственных программ, участия в конкурсах, тендерах и т.д.;
Будет налажена муниципальная сетевая система подготовки и стажировки кадров к освоению новых образовательных стандартов: повысится профессионализм педагога за счет применения технологии стажировок и взаимообучения;
Будет разработана, внедрена и развита модель оценки качества образования
Будут апробироваться новые модели взаимодействия субъектов образования: переговорные площадки, открытые дискуссии.


МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• Программа развития системы образования Амгинского улуса на период с 2011 по 2013 годы и ее целевое финансирование, в первую очередь проектов социальной направленности;
• Улусная модель системы оценки качества образования, разработка и ее внедрение поможет наладить процедуру оценки как способ повышения качества образования.
Эти два главных механизма предполагают эффективное применение организационных механизмов:
- Создание и укрепление самоуправляемой инфраструктуры сети ОУ – сетевых узлов, построенных по принципу кооперации. В инфраструктуре сети будут различные модели, в том числе муниципальные инновационные площадки, педагогические мастерские, муниципальные стажировочные площадки и т.д.
- Разработка улусной программы для реализации улусных приоритетов;
- Разработка серии обучающих семинаров, практикумов и школ для руководителей, учителей на базе ресурсных центров, базовых школ;
- Укрепление общественных связей: будет работать межведомственное соглашение о развитии образования, будут внедрены новые связи, формы сотрудничества – переговорные площадки, слушания, деловые встречи и т.д.
Нормативно – правовые механизмы:
- положение о муниципальной инновационной площадке;
- муниципальное межведомственное соглашение о развитии образования;
- положение о муниципальной модели качества образования;
- договора с малыми предприятиями по обеспечению полноценного питания школьников;
- положения об инновационных центрах стажировки учителей;
- локальные акты по поддержке одаренных детей;
Приложение №1
№ Определите, что для вашего ОУ означает результат Перечислите каким образом это находит свое отражение в вашем проекте Перечислите чем это обеспечивается
1 Появление и установление договорных гражданских отношений в стратегическом планировании развития образования В целях и задачах проекта, а также в механизмах - процедурой формирования образовательных приоритетов
- процедурой составления и подписания межведомственного соглашения
2 Установление механизмов регулирования отношений субъектов межведомственного соглашения В идее проекта В апробировании и внедрении методов способов управления развитием

Приложение №2

№ Предполагаемые результаты на ближайшие три года Перечислите каким образом это находит свое отражение в вашем проекте Перечислите, чем это обеспечивается
1 Добиться появления и установления реальных приемлемых признаваемых механизмов оформления муниципального (общественного) заказа на образование В разделе «Механизмы реализации». Упор делается на внедрение новых форм, методов взаимодействия Моделированием заказа на основе социологических исследований
2 Появление признаков заинтересованности у субъектов общественного договора, преобразование заинтересованности в основание для отношений В механизмах Совместными целевыми программами;
3 Добиться финансирования муниципального заказа. Развитие и функционирование инновационной инфраструктуры сети ОУ В задачах Защитой программы на сессии Улусного Собрания депутатов

ЦИТ Амгинского РУО

Сообщения : 1
Дата регистрации : 2012-09-03

Вернуться к началу Перейти вниз

Управление муниципальной системой образования на основе дифференциации стратегий развития сельских образовательных учреждений Амгинского улуса Empty Re: Управление муниципальной системой образования на основе дифференциации стратегий развития сельских образовательных учреждений Амгинского улуса

Сообщение  Охотина Ср Сен 05, 2012 2:17 pm

Анализ социокультурной ситуации — это методика, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, суть которой заключается в анализе проблем, ценностей и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач.
В качестве объекта социокультурного анализа выступает сложное образование, включающее в себя 2 системы- социум и культуру. Они взаимосвязаны, взаимопроникаемы, взаимозависимы.
Задачи СКС:
— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем, приоритетов, ценностей и четкое определение их источника и характера;
— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
- разработка дифференцированной карты проблем и приоритетов по улусам Республики;
— выбор наиболее оптимального решения т.е. разработка социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, проектов, способных произвести желаемые изменения в объекте анализа с учетом дифференцированных проблем и приоритетов;
— разработка организационных форм внедрения рекомендаций или проекта в социальную практику.
В результате этого должны должны произойти соответствующие изменения в социально-экономическом развитии населенного пункта.
Эффективность анализа СКС во многом зависит от хорошо продуманного инструментария, методики.

Охотина

Сообщения : 27
Дата регистрации : 2012-09-03

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения